
История компании, как и многих ныне успешно работающих в России бизнесов, началась в 90-е годы, когда страшный дефицит охватил практически все сферы жизнедеятельности. Виктор Русаков, основатель «НПП РЕГИОН», вспоминает, что практически все толковые и предприимчивые люди тогда ударились в торговлю, поэтому ему, молодому выпускнику Казанского университета, вместо изучения звезд и открытия новых планет (по образованию Виктор Леонидович астрофизик) пришлось осваивать азы маркетинга и продаж. «Мне не был близок подход большинства бизнесменов того времени — торговать всем подряд, только бы это приносило заработок. Для себя я сразу определил, что на долгой дистанции успеха добьется только тот, кто выберет специализацию и будет знать в ней все, даже больше, чем профильные специалисты», — рассказывает Виктор Русаков. Одна из отраслей, которая вызывала в нем живой интерес, была хирургия и используемые в ней материалы. Уже накопив определенный опыт работы в медицинской сфере к моменту открытия собственного дела, Русаков знал, что ситуация с шовными хирургическими материалами была непростой: и в силу того, что резко оборвались связи больниц с производственными предприятиями, и в силу общей отсталости советской индустрии медицинских изделий.
Разобрать на молекулы. Именно в таких условиях он и начинал свое дело. В то время шовный хирургический материал в России производили буквально «полтора предприятия», а импорт был недоступен, прежде всего, из-за цены — американские и европейские нити могли стоить в 500 раз дороже отечественных и были не по карману ни больницам, ни большинству пациентов. «Я брал коробку, собирал кое-какой товар и отправлялся напрямую к главврачу или заведующему хирургическим отделением, показывал, рассказывал и демонстрировал образцы. Поначалу медики относились ко мне с недоверием, но я начинал описывать характеристики продукции на знакомом им языке. Без ложной скромности я мог рассказать о каждой молекуле в нитке, которую предлагал. И мне с удивлением отвечали: «А вы понимаете, о чем говорите». Так у меня постепенно формировалась сеть постоянных покупателей», — делится он. Параллельно, как признается Русаков, он постоянно учился, доставал дефицитные книги, не стеснялся расспрашивать врачей и технологов об особенностях производства.
Доскональное, дотошное знание предмета торговли — ключевой фактор, позволивший компании «НПП РЕГИОН» занять ведущее место на рынке дистрибуции шовных материалов. Для обывателей все выглядит довольно просто — есть иголка с ниткой, которой хирург «штопает» пациента, однако нюансов, на самом деле, множество. Значительная часть работы Виктора Русакова и его команды — просветительская, ведь далеко не все врачи знают обо всех нюансах применения хирургических игл и нитей, особенно только появившихся на рынке: «Врачи часто обращаются за консультациями, у нас хорошие партнерские отношения с рядом учебных заведений, куда мы вывозим медиков на обучение, организуем конференции, симпозиумы, демонстрируем новинки и инновационные техники».
Таким образом, Виктор Русаков создает вокруг своей компании комьюнити из врачей и производителей шовных материалов: прямой выгоды это не несет, но опосредованно это именно то, что делает производство лидером своего сегмента, ведь работать и закупать материалы всегда предпочитают у тех, в чьей компетенции контрагент уверен.
Еще одной важной миссией «НПП РЕГИОН» является коммуникация между производителями шовных материалов и медучреждениями. «Многие наши хирурги не держат руку на пульсе и зачастую не знают, что нового производят в России и тем более за границей просто из-за нехватки времени. Когда ему читать специализированную литературу, если он весь день оперирует, а ночью отсыпается после тяжелой смены? Свой день я всегда начинаю с чтения источников, прежде всего, англоязычных, в соцсетях, инстаграме. Вот, скажем, у нас долго не могли сшивать легкое — обычная нить его просто распарывала. А европейцы научились. Для этого они использовали ленту и тупую иглу, которой как бы обматывали ткань. Мы были одними из первых, кто начал продвижение в России этой технологии и материалов, много времени потратили на популяризацию.
Благодаря глубокому погружению в тему своих специалистов, сегодня «НПП РЕГИОН» может предложить один из самых актуальных и полных ассортиментов специализированной продукции. Так, например, в больнице может быть несколько десятков хирургов, каждый из которых в силу возраста, уровня профессионализма или же физиологических особенностей может шить по-разному. В общем, нюансов очень много, и все это мы готовы предусмотреть и обеспечить медучреждение теми материалами, которые сделают работу врачей максимально удобной, комфортной и продуктивной», — рассказывает Виктор Русаков.
Логистика успеха. Конкуренция в сфере дистрибуции шовных хирургических материалов запредельная, однако для «НПП РЕГИОН» это не является поводом снижать требования по качеству поставляемой продукции. «Мы принципиально не работаем с низким ценовым сегментом, не берем продукцию производителей, чье качество сомнительно. Репутация дороже, я своим именем отвечаю за то, что поставляю», — подчеркивает руководитель «НПП РЕГИОН». При этом у компании за 20 лет безупречной работы сложились хорошие отношения с заводами-производителями (компания представляет продукцию 14 заводов, для 5 является официальным дилером), что дало возможность получить наилучшие условия и, соответственно, сделать оптимальное предложение заказчику. Качественная дистрибуция — это не только знания и лучшая цена, но и логистика. Доставка с собственного склада в Казани осуществляется в самые кратчайшие сроки курьерскими службами по всей стране. Сегодня у «НПП РЕГИОН» в наличии находится исчерпывающий ассортимент как по наиболее востребованным, так и по редким позициям, многие из них в эксклюзивном доступе, которых прямо сейчас нет даже у производителей. «Мы не боимся вкладываться в продукцию, потому что хорошо знаем рынок, потребности врачей и точно уверены, что если не сегодня, то завтра она обязательно понадобится. Если у человека срочная операция, он не может ждать, когда специально под него произведут нить нужной толщины и с определенной пропиткой — ему нужно здесь и сейчас, а мы в некоторых случаях работаем как экстренная служба. Особенно качество нашей логистики проявилось во время пандемии коронавируса, когда мы смогли обеспечить наших партнеров всем необходимым для проведения операций. Это была настоящая проверка на прочность, и мы ее прошли», — отмечает Виктор Русаков.