Отечественная экономика пострадала от пандемии COVID-19. Скорейшая победа над вирусом является первостепенной задачей бизнеса, без которой его выживаемость сомнительна. Поэтому российские коммерсанты активно включились в борьбу с этим злом. В первую очередь это касается крупного бизнеса, способного даже на своих мощностях наладить выпуск продукции, крайне необходимой медицине в этой борьбе. 

Всемирная паутина. Пандемия прекрасно продемонстрировала, что ни одна страна на планете не может не только предсказать, но и быть готовой к быстрой ликвидации распространения болезни без серьезных потерь для экономики и общества. Никаких стратегических запасов нужных медикаментов и оборудования не оказалось, никакая промышленность не была в состоянии в кратчайшие сроки наладить их изготовление. Некоторые страны (Китай, Южная Корея) сумели это сделать быстрее, некоторые (Италия, Франция, Великобритания, США — этот список бесконечен) не смогли оценить масштабов катастрофы и не отмобилизовали даже свои казалось бы достаточно развитые фармацевтические мощности. 

Россия занимает несколько срединное положение между этими полюсами. Вроде бы неплохо налаженная исполнительная вертикаль первоначально позволила локализовать очаги заражения лишь в некоторых регионах. Но отсутствие опыта ликвидации столь масштабных катаклизмов и, прямо скажем, анархический настрой населения, не верящего в серьезность ситуации, раскрутил вирусный маховик по всей стране.
Когда счет зараженных пошел на тысячи и появились первые погибшие, уже сам бизнес, первоначально обивавший властные пороги в поисках государственной поддержки, предложил свои услуги медикам в ликвидации заразы. 
Дело даже не в обычных денежных вливаниях, которые вошли в привычку у федерального центра при реализации масштабных проектов при привлечении бизнеса. Сегодня вопрос стоит о новом уровне налаживания целой индустрии медпрепаратов, оборудования и амуниции для ликвидаторов. 

Легче всего в данном случае управлять военными ресурсами. В жесткой вертикали Минобороны мобилизация прошла быстро, что позволило продемонстрировать и политический знаковый ход по выделению части мощностей военных медиков для помощи Италии, Сербии и других стран. А также в кратчайшие (в каком-то смысле сопоставимые с китайскими) сроки развернуть 16 новейших многофункциональных медучреждений внутри страны — к концу апреля оснащенные оборудованием госпитали открылись в Ростове-на-Дону, Одинцово, Волгограде, Оренбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и других городах. 
Зато казалось бы в менее инертной сфере частного бизнеса его участие (в том числе небескорыстное) в ликвидации заразы если не запоздало, то как минимум несколько подзадержалось. 

Ненаказуемая инициатива. Конечно же, бизнес понес пока еще до конца не оцененные потери от самоизоляции, удаленной работы, а то и полного коллапса различных сегментов. Ощутимее всего это сказалось на сфере услуг, общепите, туризме, транспорте. В то же время ряд отраслей почти не почувствовали на себе вирусную инфильтрацию. Более того, среди подсчета потерь нашли у себя ресурсы для помощи героически закрывающей собой амбразуру медицине. 

«В настоящее время в российской системе здравоохранения одновременно действуют два проблемных фактора: сверхвысокая загрузка персонала и дефицит на открытом рынке необходимого оборудования, средств защиты и т.д., — рассказал «Здравоохранению России» Моисей Фурщик, глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике. — Поэтому не всегда простая финансовая помощь медицинским учреждениям бывает достаточно эффективной. В сложившейся напряженной ситуации региональные больницы, даже получив дополнительные деньги, часто не могут быстро и по разумной цене найти и обеспечить доставку необходимых предметов. При этом крупные российские промышленные холдинги как раз обладают мощными системами закупок и логистики. Таким образом, во многих случаях наиболее эффективная помощь со стороны бизнеса может выражаться не в форме денежной поддержки, а путем поставки оборудования и материалов, критически важных именно для конкретных медицинских учреждений».

Примеров этому уже достаточно много. Особенно среди компаний, способных производить профильное медоборудование. Так, минерально-химический холдинг «ЕвроХим» в ставропольском Невинномысске, где у МХК работает гигант «Азот», передал больницам 15 тыс. многоразовых защитных масок и по 1 тыс. закрытых очков и пар перчаток. В волгоградском Котельниково (здесь у холдинга Гремячинский ГОК) отправлены медикам десятки тысяч перчаток и масок, одноразовые халаты и фартуки, защитные экраны для лица, респираторы, костюмы, дезинфицирующие средства. В мурманском Ковдоре (градообразующий Ковдорский ГОК) на улицах работает специальный автомобиль на базе КамАЗа, дезинфицирующий улицы города.

Входящий в структуру АФК «Система» Вологодский текстильный комбинат переориентировал свое основное ткацкое производство на выпуск плотного отбеленного муслина для изготовления многоразовых защитных масок. А затем к процессу их пошива подключилась «родственная» Concept Group. Кроме того, АФК «Система» перепрофилировала флагманский подмосковный стационар «Медси» в инфекционную больницу, начавшую прием пациентов с 1 апреля. При этом Cosmos Hotel Group организовала приготовление и доставку пятиразового питания для стационара, а также готовится бесплатно принять врачей, для проживания которых выделены 50 номеров. 
Гигант нефтехимии «ТАНЕКО» (НК «Татнефть») наладила линию под изготовление рекомендованных ВОЗ антисептиков. 

Входящий в структуру НК «ЛУКОЙЛ» Когалымский завод химических реагентов в апреле начал производство антисептических растворов, пригодных для обработки дорог, транспорта, помещений и общественных пространств. На предприятии также планируют наладить производство антисептика, которым можно будет дезинфицировать кожу и руки. Дезинфицирующие растворы поставляются не только в Когалым, но и в другие города и районы области.

В Петербурге на химпредприятии «ГосНИИхиманалит» изготовили антисептики для обработки рук и помещений — раствор гипохлорита кальция и хлорамина Б.
Инновационная компания «Система-БиоТех» инвестировала средства в разработку доступных тестов на коронавирус, которые за короткое время способны определять заражение с точностью свыше 90%.
Как сообщили в пресс-центре госкорпорации «Ростех», к концу апреля корпорация «Росхимзащита» изготовила 450 тыс. костюмов для медиков и начала поставлять их в 12 регионов страны. Сегодня входящие в корпорацию 15 предприятий уже реализуют заказы для всех регионов. «Росхимзащита» приобретает у производителей партии нетканого материала в соответствии с существующими производственными потребностями. Готовая продукция отгружается по заявкам региональных властей в порядке их поступления. Объем суточного производства превышает 90 тыс. защитных костюмов в сутки. Этот показатель планируется увеличить до 150 тыс. уже в мае — такая задача поставлена государством», — сказал заместитель генерального директора «Ростеха» Максим Выборных. 

Другой входящий в госкорпорацию «Концерн радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) начал поставки аппаратов искусственной вентиляции легких в регионы России. Для этого Уральский приборостроительный завод (входит в КРЭТ) к концу апреля увеличил производство аппаратов ИВЛ в 10 раз — до 100 единиц в сутки.
«КРЭТ должен был произвести и поставить не менее 5,7 тыс. единиц оборудования на 7,5 млрд рублей. В соответствии с договором, заключенным с Минпромторгом, для нужд здравоохранения будет выпущено 6711 аппаратов ИВЛ. Таким образом, объем отгрузки увеличится на 18%, а отпускная цена на поставляемую государству технику будет снижена до 1,11 млн рублей за единицу», сообщили в «Ростехе».

Саратовская компания «Спинполимер», специализирующаяся на производстве фильтрующих материалов, наладила выпуск инновационных сверхтонких асептических масок-респираторов с классом фильтрации ФФП1 (до 300 тыс. штук ежедневно). Маску толщиной 50 нанометров (тоньше человеческого волоса) можно носить в течение суток.

Владелец UC Rusal Олег Дерипаска строит в Иркутской области сразу три больницы (Братск, Тайшет, Шелехов), специально оборудованные для лечения людей, заразившихся коронавирусом. 
«Газпром нефть» в апреле передала медикам 1,3 млн средств индивидуальной защиты (костюмы химзащиты, маски, изолирующие экраны, респираторы и перчатки) для Омской, Оренбургской и Томской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Ярославля и Санкт-Петербурга. Затем туда же поехали аппараты ИВЛ. 

«Сначала мы стали бесплатно заправлять все машины медицинских служб в трех сибирских городах. Одновременно с этим начали закупать средства защиты для врачей, которые пока в дефиците как в России, так и во всем мире. Нам удалось найти поставщиков и закупить в тех объемах, которые стали доступны в нынешних условиях», — рассказал член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль. 


Залить пожар деньгами. Для непрофильных компаний помощь медикам заключается в целевом финансировании и спонсировании конкретных мероприятий. Особенно это касается кредитных организаций. 
Так, «Альфа Групп» просто передала 1 млрд рублей в оперативный штаб по борьбе с коронавирусом. Деньги пойдут на неотложные меры для тех, кто больше всего пострадал от инфекции. Сбербанк собрал 3 млрд рублей (апрельская зарплата сотрудников) и обещал на полгода кредитные каникулы тем, кого затронул коронавирус или вынужденный карантин. В банке сообщили о запуске бесплатного информационного сервиса для врачей по вопросу коронавируса — проект был реализован совместно с платформой телемедицины DocDoc, входящей в экосистему Сбербанка. О своих льготах для малого бизнеса объявил ВТБ. 

«Норильский никель» Владимира Потанина выделил 10,5 млрд рублей на помощь в борьбе с коронавирусом в регионах своего присутствия. В апреле холдинг закупил для Мончегорской центральной районной больницы четыре аппарата ИВЛ «Авента-М». Ожидается, что в мае будет поставлено еще 12 аппаратов ИВЛ отечественного производства. В этой же больнице в бывшем роддоме обустраивают инфекционное отделение: там расположено 62 койки для лечения пациентов, зараженных коронавирусом, и оборудовано 38 точек для подключения кислорода.
«ЛУКОЙЛ» оборудовал инфекционный стационар на 30 коек в Когалымской городской больнице, оснастил Пермскую клиническую больницу защитными костюмами и рациями для врачей.

Крупнейшая российская угольная компания СУЭК проводит в регионах присутствия своих предприятий системный анализ ключевых потребностей системы здравоохранения. Затем осуществляются поставки, ориентированные на выявленные потребности. По данным Моисея Фурщика, уже сейчас за средства компании таким образом закуплены и переданы больницам 2 современных цифровых рентгеновских аппарата, 30 кислородных модулей для поддержки легких при острых формах пневмонии, порядка 420 тыс. защитных одноразовых, многоразовых масок и респираторов, около 11 тыс. защитных костюмов для медперсонала и большое количество других защитных и дезинфицирующих средств. Помощь оказывается медицинским учреждениям Кемеровской и Мурманской областей, Красноярского и Хабаровского краев, Республики Хакасия и других регионов. 

Компания «Яндекс», чьи услуги приобрели особое значение на фоне пандемии, выделит свыше 1,5 млрд рублей в фонд поддержки курьеров и водителей «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки». Кроме того, средства будут направлены в собственный проект «Помощь рядом» для оплаты поездок и доставок, которые необходимы для работы медицинских и социальных служб. 

Список крупных и не очень компаний, участвующих в помощи медикам, обширен и пополняется ежедневно. Это свидетельствует о том, что в нынешней ситуации медиков никто не бросил и помощь им будет регулярной. В ряде регионов частные лица уже заявили, что после завершения пандемии профинансируют у себя установку памятника медикам-героям.


 |