
Президент России поставил задачу — к 2024 году ликвидировать дефицит кадров на всех уровнях здравоохранения. Какой вклад готов внести в это ДВГМУ?
Устранение дефицита специалистов в отечественной медицине всех уровней, особенно в первичном звене, — важнейшая задача. Лакмусовой бумажкой и для государства, и для здравоохранения стала ситуация с распространением пандемии, когда потребовалось оперативно перепрофилировать стационары под оказание помощи больным коронавирусом. И, надо отдать должное, система выстояла. В немалой степени этому способствовали медвузы, которые подставили плечо лечебным учреждениям и буквально с колес поставляли им необходимые кадры. Мы быстро организовали переподготовку врачей-инфекционистов, терапевтов, анестезиологов-реаниматологов, клинических фармакологов, эпидемиологов, ординаторов, студентов, средних медработников на те компетенции, которые нужны для работы в условиях COVID-19.
Второй задачей для университета стало встраивание в систему подготовки специалистов — их адаптация к новым задачам, технологиям, материально-технической базе. Плюс пришлось актуализировать программы дополнительного образования — теперь они реализуются нон-стоп, 24/7, в онлайн-режиме.
Третий существенный момент — преподаватели, студенты и ординаторы ДВГМУ сами отправились «на фронт». Во всех лечебных учреждениях региона, принимающих больных коронавирусом, они встроены в медицинскую, клиническую деятельность. Только в больницах Хабаровского края на должностях средних медработников задействованы более 200 наших ординаторов, более 150 студентов. Тем самым они успешно решают задачу кадрового дефицита.
Четвертое — удержание кадров. С 2013 года количество бюджетных мест в ДВГМУ только на лечебное дело увеличилось со 120 до 240, из них 70% — по целевым договорам; на педиатрию — со 80 до 140 при 75% по целевым договорам. С прошлого года мы стали третьей стороной договора со студентами-целевиками. Сами студенты обязуются по окончании университета прийти работать в государственные больницы и поликлиники. При этом, конечно, важен размер оплаты труда. В Хабаровском крае зарплата врача составляет не менее 200% от средней по экономике региона. Это мотивирует молодых специалистов.
Если резюмировать, то в условиях COVID-19 ДВГМУ принял на себя часть удара и выдержал его. В целом здравоохранение показало свою мобильность и жизнеспособность. Это обеспечило иммунитет и нашему университету, и всей системе.

В последние годы велись разговоры о переводе российского образования в режим онлайн. Коронавирус форсировал этот процесс. Наверняка ваш университет тоже стал активно практиковать дистанционное обучение?
Разумеется. До недавнего времени дистанционное обучение в ДВГМУ имело эпизодический характер, а с конца марта оно составляет почти 100%. В режим онлайн перешли лекции, семинары, практические занятия, конференции. Дистанционно состоялся первый прием экзаменов, аналогичным образом будут приниматься и государственные экзамены. Полагаю, что в следующем учебном году многие виды работ мы будем вести только в электронном виде. Это улучшит обратную связь со студентами, повысит восприятие преподаваемых им дисциплин.
По вашим наблюдениям, кому сложнее было перестроиться на дистанционное обучение — студентам или преподавателям?
Поначалу — преподавателям. В связи с переходом на дистанционный режим обучения нагрузка на них существенно возросла. Как показали результаты анкетирования, сегодня время использования преподавателями ИКТ с помощью стационарных и мобильных электронных устройств составляет от трех до пяти и более часов в сутки — вдвое больше, чем раньше. Однако к настоящему моменту преподаватели уже встроились в интерактив и в некоторых аспектах даже опережают студентов. Они оценили открывающиеся возможности (общение с гораздо большей аудиторией, использование новых форматов донесения информации) и активно применяют их.
Высказываются опасения, что в результате перехода на онлайн-обучение часть преподавателей вузов лишится работы. Вы допускаете подобный сценарий в ДВГМУ?
Дистанционная система достаточно трудоемкая, поэтому не все смогут выдержать работу в ней. Предстоит реструктуризация преподавательского контингента. Преподаватели со стажем получат статус педагогов-экспертов. Количество часов у них уменьшится, а зарплата увеличится. Это произойдет за счет качественных показателей. Например, профессора вместо чтения стандартных лекций смогут заниматься разработкой специальных, востребованных сегодня образовательных направлений, которые будут рассчитаны на широкую аудиторию, а не на группу из 15 человек, станут наставниками для молодых преподавателей. Уверен, что в новых реалиях каждый преподаватель найдет свою нишу.
Развивает ли ДВГМУ международное сотрудничество?
Наш университет активно сотрудничает с зарубежными вузами — научными коллективами Японии, Китая, Кореи, других стран — в вопросах передовых медицинских и образовательных технологий, клинической и экспериментальной медицины, профилактики и здорового образа жизни. Сейчас вместе с японскими коллегами хотим реализовать интересную идею — выяснить, действительно ли существует взаимосвязь между масштабами вакцинации от туберкулеза и уровнем заболеваемости коронавирусом. Есть мнение, что чем больше национальные правительства прививают своих граждан от туберкулеза, тем реже те заражаются COVID-19. Думаю, получится очень хорошая публикация: пандемия послужила мощным толчком для медицинской науки.
Один из приоритетов нацпроекта «Наука» — экспорт российского образования. В вашем вузе много иностранных студентов?
Сегодня в ДВГМУ обучаются около 200 иностранных граждан, в основном из СНГ: Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Азербайджана, Молдовы. В этих республиках очень высоко котируется российское образование, и они направляют свою молодежь учиться к нам. Наибольшей популярностью пользуются лечебное дело, педиатрия, стоматология. В обозримой перспективе мы рассчитываем увидеть в наших стенах также студентов из Китая и Кореи.
В нынешнем году ДВГМУ празднует юбилей — 90-летие. Что бы вы выделили из его прошлого и настоящего?
Богатая и славная история университета говорит сама за себя. Больше хочется говорить о сегодняшнем и видеть завтрашний день вуза. Мы достигли уровня приема абитуриентов 70-80-х годов: средний конкурс составляет до 20 человек на место, а на стоматологию — до 40.
Ежегодно ДВГМУ выпускает 450 врачей и провизоров. 3500 специалистов с высшим и 600 со средним профессиональным образованием повышают свою квалификацию. Университет готовит медицинские и фармацевтические кадры не только для Хабаровского края, но и для других регионов ДФО.
Конкурентные преимущества ДВГМУ — крепкая материально-техническая база, современные образовательные технологии, высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, серьезный научный потенциал.
В планах университета — реализация новой модели развития здравоохранения, внедрение высокотехнологичных методов диагностики и лечения, повышение качества подготовки специалистов, полномасштабный переход на дистанционный процесс обучения… Задачи очень серьезные, но, как показала история с коронавирусом, ДВГМУ готов принять любой вызов и справиться с ним.