Как рассказал Анатолий Плотников, директор ООО «Интер» (г. Екатеринбург), за год по итогам деятельности государственных и частных медицинских организаций в Свердловской области образуется от 1,5 до 2 тысяч тонн медицинских отходов. Их утилизация успела превратиться в источник проблем, в том числе и экологических, — все-таки не зря эти отходы считаются опасными.

Утилизация порядка 60% от общего объема медотходов осуществляется исполнителями на основании контрактов, заключенных по 44-ФЗ по итогам аукционов. При этом единственным критерием выбора победителя торгов является цена. А вот экологичность процесса утилизации, профессионализм и репутация исполнителя, включающая неукоснительное соблюдение им требований законодательства, игнорируются.

Качество услуг по факту не проверяется заказчиками даже на стадии исполнения контракта, что приводит к возникновению эпидемиологических рисков. Тем более сейчас, когда пандемия COVID-19 набрала обороты. Казалось бы, в таких условиях медучреждениям стоило бы более тщательно подходить к выбору исполнителя по договорам и контрактам на оказание услуг по уничтожению медицинских отходов.

В 2020 году между тем рынок обращения с медотходами столкнулся с сильнейшим демпингом. Все прекрасно понимают, что вывезти из учреждения и уничтожить даже 1 килограмм отходов за цену в размере 20 рублей с соблюдением абсолютно всех норм законодательства, гарантируя при этом безопасность процесса, невозможно. А   поскольку на текущий момент нет никакой шумихи вокруг свалок в лесах, не находят возле обочины дорог красные и желтые пакеты, то проблема уничтожения медицинских отходов и соответствие процесса эпидемиологическим нормам и экологическому законодательству отошла на второй план, о ней фактически забыли.

Проводимые контролирующими органами проверки, несмотря на выявление нарушений обязательных требований, не приводят к их устранению и не решают проблем в сфере обращения с медицинскими отходами. То есть контроля явно недостаточно. Неофициально циркулирует информация о том, что готовится возвращение практики лицензирования работы в секторе медотходов, но по факту изменений пока нет.

И кто знает, во что это все выльется в будущем, какую еще новую заразу получит наша страна от такого халатного отношения. Пока медицинские отходы передаются безответственным организациям, нарушающим нормы безопасности, пока лечебные учреждения не имеют возможности выбирать квалифицированных исполнителей, гарантирующих качество услуг, и пока органы контроля оказываются недостаточно бдительными, проблема остается нерешенной.

В качестве экстренного решения хотя бы на местном уровне можно было бы использовать комплекс мер: усиление контроля за исполнением заключенных контрактов и договоров, в том числе путем видеофиксации процесса утилизации отходов, разработку и внедрение типовых документов, применяемых в рамках процедур закупок, издание совместных писем и разъяснений, а также регламентов и правил, регулирующих обращение с отходами в каждом конкретном субъекте Федерации, плюс инициирование изменений действующего законодательства в части установления лицензирования деятельности по обращению с медицинскими отходами. Эти меры, думается, помешают недобросовестным участникам рынка работать с ЛПУ.

624130 Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Гагарина, 7а, офис 114,

тел./факс: (34370) 4-14-00,

e-mail: [email protected]

 |