Как отмечает исполнительный директор СРО «Ассоциация независимых аптек» Виктория Преснякова, Юг России имеет ярко выраженную специфику аптечного бизнеса, которая заключается прежде всего в том, что здесь особенно сильны позиции местных сетей, а также одиночных аптек. Так, по ее информации, именно в Северо-Кавказском федеральном округе наибольшая доля одиночных аптек (44%), а также локальных сетей (около 25%).
Также, согласно информации Ассоциации независимых аптек, Северный Кавказ был одним из регионов, в котором аптечное направление — это один из динамично развивающихся сегментов, в прошлом году прирост аптек здесь составил порядка 4%.
Согласно исследованию аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», лидерами аптечного рынка Северного Кавказа являются такие сети, как «Фармация», «Ставропольские городские аптеки», «Социальная аптека», «Целитель», «Вавилон Фарм».
Самая крупная аптечная сеть Северного Кавказа по числу торговых точек — АО «Фармация», которая уже более 80 лет обеспечивает население Северной Осетии качественными и доступными лекарствами, а также развивает аптечную инфраструктуру и изготовление на территории региона.
Как отмечает директор сети Валентина Кодзасова, «Фармация» — это успешная концепция, которая выдерживает конкуренцию за счет сбалансированной ценовой политики и удачного формата, основанного на индивидуальном подходе к покупателю. «Традиционно в нашем регионе в аптеку приходят не просто закупить лекарства по списку, но и проконсультироваться с провизором, выслушать его мнение относительно того или иного препарата, где-то даже пожаловаться на проблемы со здоровьем. Это налагает особую ответственность в плане профессиональной подготовки персонала», — отмечает руководитель «Фармации».
Немаловажным фактором успешности для «Фармации» является собственное изготовление лекарств. «Для нас было принципиально сохранить собственное производство, которое, к слову, в ряде соседних регионов было утрачено, и теперь они ездят к нам, чтобы получить качественные гипоаллергенные микстуры, растворы, мази, сделанные по рецептам врачей.
Это направление не приносит «Фармации» значительной прибыли, однако необходимо для людей, особенно для детей и аллергиков», — объясняет Валентина Кодзасова. Концепция классической аптеки реализуется также и в интерьере — многие точки сети, открывающиеся после ремонта, оснащены стендом с аптечными материалами и инструментами, благодаря которым можно вкратце ознакомиться с историей аптечного дела. Есть кулеры с водой, мягкие диванчики, где можно отдохнуть, что особенно важно для пожилых покупателей.
Таким образом, аптеки местных сетей отстраиваются от формата супермаркета, который на Северном Кавказе по душе далеко не всем покупателям.