В октябре 2021 года Госдума опубликовала проект закона «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг.», который в общих чертах обозначил основные траектории расходов государства на ближайшие три года. Что касается здравоохранения, то его бюджет ожидаемо упал с 1,36 трлн руб. в 2021 году (согласно бюджетной росписи на 1 сентября) до 1,25 трлн руб. в 2022-м. Снизился «вес» расходов на здравоохранение — с 5,8% в 2021 году до 5,3% в 2022-м от общего объема бюджета. Это не дотягивает и до 1% ВВП, что существенно ниже того, что тратят на здравоохранение не только развитые страны Запада, Россия по доле расходов по этой статье не входит даже в первую сотню рейтинга Всемирной организации здравоохранения.

Вынужденная мера. На госпрограмму «Развитие здравоохранения» в 2022 году планируется потратить 991,7 млрд руб. Это на 14% меньше по сравнению с 2021 годом. По данным бюджетной росписи на 1 сентября, объем программы составил 1,15 трлн руб. Больше всего снизятся расходы на федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (входит в нацпроект «Здравоохранение») — на 64%, с 3,3 млрд до 1,2 млрд руб. На 33%, с 8,1 млрд до 5,5 млрд руб., сократятся расходы на проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», на 21%, с 16,6 млрд до 13,1 млрд руб., — на проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». Вырастут затраты на проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (+26%, с 19,9 млрд до 25,1 млрд руб.), а также на проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» (+18%, с 12,3 млрд до 14,6 млрд руб.). Расходы на проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» останутся примерно на уровне 2021 года — 182,8 млрд руб.

В нацпроекте с 2022 года появится проект «Модернизация первичного звена здравоохранения», на который потратят 90 млрд руб. В расходы федерального бюджета на следующий год включены затраты на углубленную диспансеризацию в размере 8 млрд руб. и проект «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» в размере 9,2 млрд руб. Также из казны планируется выделить 26 млн руб. на внедрение новой классификации болезней — МКБ-11.

Снижение расходов на здравоохранение — вынужденная мера, государство рассчитывает, что меньше ресурсов будет забирать борьба с пандемией COVID-19, отмечают отраслевые эксперты. Так, по прогнозам Минздрава РФ, коллективного иммунитета в 80%, при котором пандемия пойдет на спад (при активных темпах вакцинации), Россия может достичь в первой трети 2022 года. Логично, что львиная доля расходов на борьбу с распространением опасной инфекции попросту окажется невостребованной. При этом, как отметил теперь уже бывший председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ профессор Дмитрий Морозов, в долгосрочной перспективе медикам необходимо бороться и отстаивать наращивание бюджета на здравоохранение. Морозов напомнил, что президент РФ Владимир Путин поставил задачу достичь уровня расходов на здравоохранение до 5% к ВВП. «Наша обязанность — последовательно отстаивать рост бюджета здравоохранения, все мы — общество, депутаты, сенаторы — шаг за шагом должны прилагать усилия, чтобы бюджет здравоохранения стал бюджетом развития. Важно подавать информацию не в миллиардах рублей, а в спасенных жизнях, показывать, куда и на что тратятся деньги. По лекарственному обеспечению маяк, который определяет наше движение вперед, — это переход к лекарственному страхованию и финансированию лечения конкретной болезни. Необходимо последовательно увеличивать заработные платы медицинских работников. Сейчас делаем важный шаг к отраслевым системам оплаты труда. Следующий шаг — увеличить сам фонд оплаты труда, чтобы зарплата врача отличалась от зарплат других сотрудников так же, как отличаются зарплаты военных или полицейских», — сказал профессор Морозов.

Столичный размах. Примечательно, что в то время как федеральные расходы на здравоохранение сокращаются, регионы-лидеры традиционного рейтинга аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа», напротив, наращивают финансирование данного направления. Ярким примером является Москва — ориентир и эталон во многих вопросах бюджетной политики.

Бюджет Москвы в целом еще больше усилит свою социальную направленность, а здравоохранение вообще становится главной статьей расходов столицы. Бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС) на 2022 год составит 359,5 млрд рублей, что на 11% больше, чем в 2021-м. С учетом расходов на реализацию городской программы «Столичное здравоохранение», финансируемой напрямую из городского бюджета, общий объем бюджетных средств на обеспечение медицинской помощи жителям Москвы в 2022 году составит 826,4 млрд рублей. «Ключевыми приоритетами московского здравоохранения в будущем году станет сохранение высокого уровня доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе наращивание объемов высокотехнологичной медицинской помощи, закупки нового медоборудования, реализация запланированных проектов по капитальному ремонту и строительству объектов здравоохранения, а также реализация мер по борьбе с пандемией COVID-19», — отмечает заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Елена Хавкина. Она отмечает, что в 2020-2021 годах Москва столкнулась с необходимостью перестройки всей системы оказания медицинской помощи, проведения масштабных противоэпидемических мероприятий, необходимостью введения ограничительных мер. «Несмотря на это, столица продолжает инвестировать в медицину, реализовывая стратегические проекты в области развития новых технологий, строительства и ремонта медицинских объектов, профилактики заболеваний. Запланированное увеличение расходов на здравоохранение позволит нам продолжить реализацию всех ключевых программ и обеспечить сохранение высокого уровня доступности и качества оказания медицинской помощи в столице», — говорит Елена Хавкина. У соседей Москвы по рейтингу масштаб, конечно, поскромнее, но вектор в целом такой же — те же Московская область и Санкт-Петербург тоже нарастили расходы по данной статье — на 9 и 18% (за три года) соответственно.

ТОП-5 регионов РФ по расходам на здравоохранение

Наименование (описание) Выделяемые из бюджета средства в 2021 году, млрд руб.
1 Москва
826,4
2 Московская область
125,8
3 Санкт-Петербург
122
4 Свердловская область
104
5 Республика Башкортостан
100
Итого: 1 278,2

Регион

Выделяемые из бюджета средства в 2021 году, млрд руб.

1

Москва

826,4

2

Московская область

125,8

3

Санкт-Петербург

122

4

Свердловская область

104

5

Республика Башкортостан

100

6

Красноярский край

92,8

7

Ростовская область

81

8

ХМАО-Югра

67

9

ЯНАО

50,5

10

Нижегородская область

43,2

11

Краснодарский край

41,9

12

Ленинградская область

25,6

13

Пермский край

24,4

14

Сахалинская область

22,6

15

Тюменская область

19,5

16

Тульская область

18,9

17

Кемеровская область

18,7

18

Ставропольский край

18,3

19

Брянская область

12,4

20

Республика Дагестан

8,9

Как мы считали. В рейтинг вошли регионы России, в расходах консолидированных бюджетов которых предусмотрена наибольшая сумма на здравоохранение в 2022 году (с учетом средств ТФОМС). Основание для ранжирования — общая сумма расходов на нужды министерств здравоохранения в бюджете (проекте бюджета) субъекта РФ и Территориального ФОМС в млрд рублей. Информация для составления топ-листа взята из региональных законов о бюджете, информационных бюллетеней «Бюджет для граждан» и из специализированных региональных интернет-порталов по бюджетной политике. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.