В приоритетах правительства — обеспечение населения лекарствами и качественной бесплатной медицинской помощью, развитие инфраструктуры и обеспечение системы квалифицированными высокомотивированными кадрами.

Бюджетные баталии, которые велись в правительстве и Госдуме осенью, закончились крайне важным для развития страны решением — в условиях интенсивных боевых действий все ранее взятые на себя государством социальные обязательства перед населением будут выполнены в полном объеме. Это касается всего социального блока, в том числе и здравоохранения, расходы на которое будут не только не урезаны, но и увеличены по приоритетным согласно мнению специалистов направлениям. Стоит отметить, что если в процентном соотношении доля расходов на здравоохранение упала, то сама сумма довольно серьезно увеличена. Это дает основание утверждать, что медики и вся система здравоохранения в целом получат достаточные ресурсы как для решения поставленных в рамках этого года задач, так и для развития — об этом говорят серьезные планы по строительству инфраструктуры, модернизация медучреждений и их оборудование современной техникой, шаги по решению давно набившего оскомину кадрового вопроса.

Обозначили приоритеты. В целом, расходы федерального бюджета в разделе «Здравоохранение» в 2024 году составят более 1,62 трлн рублей, в 2025-м — 1,63 трлн, в 2026 году — 1,6 трлн. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов этого раздела составит в 2024 году — 0,9%, в 2025 и 2026 годах — 0,9% и 0,8% соответственно. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2024 году по сравнению с 2023 годом уменьшится с 5,2% до 4,4%. В 2025 и 2026 годах она составит 4,9% и 4,8% соответственно.

«Проектом бюджета предусмотрено увеличение расходов за счет государственных источников финансирования (бюджеты всех уровней и средства обязательного медицинского страхования) на оказание всех видов медицинской помощи, предоставляемых гражданам бесплатно, и, прежде всего, скорой медицинской помощи, профилактики, медицинской реабилитации, медицинской помощи в дневных стационарах, высокотехнологичной медицинской помощи взрослому и детскому населению», — говорится в сообщении пресс-службы Минздрава. Также в бюджете предусмотрено увеличение более чем на 20% объема профилактических мероприятий, включая диспансеризацию и медицинские осмотры.

Кроме того, программой впервые устанавливаются объем и финансовые затраты для диспансерного наблюдения пациентов с наиболее распространенными хроническими болезнями, влияющими на инвалидность и смертность населения (онкологические, сердечно-сосудистые болезни, сахарный диабет), а также возможность проведения гражданам в поликлиниках медико-психологического консультирования.

Комментируя работу над документом, председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин отметил, что государство выдерживает свои социальные обязательства. «Шесть миллиардов рублей будут направлены на закупку лекарств для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. До 200 млрд рублей вырастет финансирование лечения детей с тяжелыми хроническими (орфанными) заболеваниями», — говорится в сообщении ГД. При рассмотрении документа в третьем чтении на 2024 год депутаты выделили больше средств на закупку лекарств для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые сейчас не относятся к льготным категориям граждан. Первоначально планировалось снижение на эту статью расходов с 10,15 млрд руб. (столько было в 2022 и 2023 годах) до 9,5 млрд рублей. В окончательном варианте ассигнования увеличили до 11,5 млрд руб. Ранее были озвучены планы Минздрава о внесении в программу такого диагноза как фибрилляция предсердий, возможно, это повлияло на перераспределение средств. Также в 2024 году на приобретение противоопухолевых препаратов выделят 140 млрд рублей, а на льготные лекарства и медизделия для федеральных льготников — 57,9 млрд рублей. Финансирование фонда «Круг добра» в 2024 году составит 175,9 млрд рублей. С 103,7 млрд рублей (2023 год) до 120,8 млрд рублей увеличены суммы на приобретение зарегистрированных препаратов. Средства для льготного обеспечения лекарствами предусмотрены в комплексе мероприятий «Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами». На эту статью сумма трат возрастет до 206,3 млрд рублей по сравнению с 2023 годом (тогда она составляла 186,8 млрд рублей). Из них на федеральные программы выделено 124,7 млрд рублей, что на 3% выше, чем предусматривалось на 2023 год, но меньше, чем предусматривалось по проекту — 129 млрд рублей.

IMG_0497(17).jpg

Москва ставит на ИИ. Расходы на здравоохранение увеличивают и региональные бюджеты. В рейтинге лидеров — традиционные Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Эти субъекты тратят не только много, но и разумно, реализуя помимо федеральных программ и свои собственные. Москва может по праву считаться эталоном для других российских регионов, здесь уже давно выстроена система здравоохранения, которая ни в чем не уступает лучшим европейским образцам, а по некоторым аспектам и превосходит их. Московским властям остается лишь закреплять этот успех. Так, на укрепление материально-технической базы медицинских объектов — завершение второго этапа капремонта поликлиник, модернизацию приемных отделений стационаров, строительство центров женского здоровья и оснащение учреждений здравоохранения оборудованием, в том числе по контрактам жизненного цикла, в 2024-2026 годах направят 227,5 млрд рублей, включая 121,6 млрд рублей в 2024 году.

В целом расходы бюджета на программу «Столичное здравоохранение» составят в 2024 году 593,2 млрд рублей, а с учетом средств ОМС — 1,015 трлн рублей. На финансирование высокотехнологичной помощи в 2024 году заложено 14,5 млрд рублей, а вместе со средствами ОМС — более 34 млрд рублей.

Бесплатные и льготные лекарства, медизделия и специализированное лечебное питание для москвичей обойдутся городу более чем в 55 млрд рублей в 2024 году. Препаратами будут обеспечены пациенты с онкологическими, сердечно-сосудистыми и орфанными заболеваниями, сахарным диабетом и бронхиальной астмой. На цифровизацию здравоохранения правительство столицы предусмотрело 5,8 млрд рублей на будущий год. Этот раздел направлен на совершенствование единой цифровой платформы здравоохранения и развитие цифровой медицины. Планируется расширить функционал записи на прием к врачу и внедрить в здравоохранение искусственный интеллект. Так, «Сбер» и правительство Москвы внедряют в поликлиниках столицы диагностического ассистента «Аиду» на базе ИИ для помощи терапевтам и врачам общей практики в постановке диагноза. Разработка анализирует данные медкарт пациентов за последние два года и предлагает свой вариант диагноза, с которым сверяется врач. Как заявляют разработчики, точность постановки диагноза — 87%. Проект реализуется в столице с 2019 года.

ТОП-5 регионов по расходам на здравоохранение в 2024 году

Наименование (описание) млрд руб.
1 Москва
593,2
2 Санкт-Петербург
160,0
3 Московская область
134,6
4 ХМАО-Югра
61,4
5 Краснодарский край
53,8
Итого: 1 003,0

20 регионов по расходам на здравоохранение в 2024 году

Регион

Выделяемые из бюджета
региона средства в 2024 году,
млрд руб.

1

Москва

593,2

2

Санкт-Петербург

160,0

3

Московская область

134,6

4

ХМАО-Югра

61,4

5

Краснодарский край

53,8

6

ЯНАО

39,8

7

Республика Татарстан

38,7

8

Ростовская область

34,0

9

Красноярский край

33,4

10

Республика Башкортостан

28,9

11

Нижегородская область

24,3

12

Ленинградская область

22,8

13

Тюменская область

22,0

14

Республика Крым

17,8

15

Самарская область

17,6

16

Ставропольский край

16,2

17

Волгоградская область

15,0

18

Калининградская область

9,2

19

Саратовская область

8,0

20

Брянская область

6,9

В рейтинг вошли субъекты РФ, в региональных бюджетах которых предусмотрена наибольшая сумма на здравоохранение в 2024 году. Информация для составления топ-листа взята из региональных законов о бюджете и специализированных брошюр «Бюджет для граждан». Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

Источник: Аналитический центр МИД «ЕвроМедиа»