№ |
Название |
Вид периодики |
Периодичность |
Совокупный тираж за год |
1 |
«Московская медицина» |
газета |
еженедельно |
3,9 млн экз |
2 |
«Русский медицинский журнал» |
журнал |
5 раз в год + тематические спецвыпуски |
1,71 млн экз. |
3 |
«Медицинская газета» |
газета |
еженедельно |
1,61 млн экз. |
4 |
«Медицинский совет» |
журнал |
20 раз в год |
800 тыс. экз. |
5 |
«Лечащий врач» |
журнал |
ежемесячно |
600 тыс. экз |
6 |
«Анналы хирургии» |
журнал |
раз в два месяца |
450 тыс. экз. |
7 |
«Главная медицинская сестра» |
журнал |
ежемесячно |
410 тыс. экз. |
8 |
«Медицинский алфавит» |
журнал |
8 раз в год + спецвыпуски |
290 тыс. экз. |
9 |
«Медицинская помощь» |
журнал |
ежемесячно |
240 тыс. экз. |
10 |
«Поликлиника» |
журнал |
ежемесячно |
240 тыс. экз. |
11 |
«Неврологический журнал» |
журнал |
ежемесячно |
240 тыс. экз. |
12 |
«Клиническая медицина» |
журнал |
ежемесячно |
180 тыс. экз. |
13 |
«Здравоохранение» |
журнал |
ежемесячно |
120 тыс. экз. |
14 |
«Гигиена и санитария» |
журнал |
ежемесячно |
60 тыс. экз. |
15 |
«Вестник Российской академии медицинских наук» |
журнал |
ежемесячно |
48 тыс. экз. |
16 |
«Анналы хирургии» |
журнал |
6 номеров в год |
60 тыс. экз. |
17 |
«Московская медицина» |
журнал |
ежеквартально |
40 тыс. экз. |
18 |
«Военно-медицинский журнал» |
журнал |
ежемесячно |
39,6 тыс. экз. |
19 |
«Здравоохранение России» |
журнал |
2 раза в год |
10 тыс. экз. |
20 |
«Нейрохирургия» |
журнал |
ежеквартально |
6 тыс. экз. |
Рынок специализированных средств массовой информации медицинской тематики поделен преимущественно между десятком крупных игроков, которые делают ставку на качественный контент, спецпроекты и логистику, гарантирующую рекламодателю контакт с целевой аудиторией. Главные тренды специализированной прессы — рост среднего чека, адресные публикации, которые нацелены на конкретную группу читателей, а также все более активный уход в онлайн.
Сектор изданий о медиках и для медиков — один из самых развитых на российском рынке специализированной периодики. Как объясняют представители врачебного сообщества, чтение газет, журналов, сайтов медицинской тематики — практически обязательное условие для профессионального роста и апгрейда компетенций. «Врач — это профессия, которая требует постоянного развития, чтения специализированной литературы и периодики. Кроме того, многие стремятся делиться своим опытом, писать статьи, защищать диссертации», — отмечает главный врач ЛДЦ «Биомед» Ленар Кашапов.
Как отмечают опрошенные, обычно они получают по подписке 2-3 специализированных журнала, газету, в течение дня заходят на 1-2 профессиональных портала. Всего сегодня в России выпускается более двух сотен газет, журналов, альманахов и справочников по медицине. Среди них имеются как крупные, авторитетные ВАКовские издания, так и небольшие журналы, например медицинских вузов, которые читает узкий круг врачей, но они даже не зарегистрированы как СМИ.
Если говорить о лидерах, то, согласно данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», крупнейшим изданием по совокупному тиражу за 2018 год стала газета «Московская медицина». Как рассказали в редакции газеты, она выходит еженедельно и публикует новости, репортажи, разборы клинических случаев, интервью с ведущими врачами и лучшими экспертами московского здравоохранения. Вторым в рейтинге стал «Русский медицинский журнал», который в прошлом году вышел общим тиражом в 1,71 млн экземпляров. Как пояснила коммерческий директор журнала Ольга Филатова, всего редакция «Русского медицинского журнала» подготовила 45 номеров: 5 базовых номеров «РМЖ. Клинические рекомендации и алгоритмы для практикующих врачей», предназначенных для широкого круга врачей (терапевтов, кардиологов, неврологов, педиатров, лоров, гинекологов, урологов, дерматологов, гастроэнтерологов и т.д.), а также целый ряд узкотематических спецвыпусков, таких, например, как «РМЖ. Кардиология», «РМЖ. Неврология», «РМЖ. Болезни дыхательных путей», «РМЖ. Оториноларингология», «РМЖ. Педиатрия» и т.д. «Мы распространяемся по адресной подписке, наши читатели — это главные врачи, главные медсестры, врачи, средний медперсонал. Издание распространяется бесплатно, и мы специально сохранили подобную опцию, чтобы не терять аудиторию и не «резать» тираж», — отмечает Ольга Филатова.
На третьем месте оказалась еженедельная «Медицинская газета», которая является одним из старейших специализированных изданий страны и выходит, как сказано на официальном сайте, с 1893 года.
Как отмечают представители крупнейших издателей, выпускающих медицинскую периодику, в целом рекламный рынок в этом секторе растет приблизительно на 10-15% в год, что связано в первую очередь с реализацией приоритетных национальных проектов и госпрограмм модернизации отечественного здравоохранения.
Топ-20 медицинских периодических изданий России
Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие периодические издания медицинского профиля в России. Основанием для ранжирования послужил совокупный тираж по итогам 2018 года. Информация для составления топ-листа была предоставлена редакциями изданий, а также взята с их официальных сайтов. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.