Последний год вся российская система здравоохранения живет в режиме максимального напряжения имеющихся сил и ресурсов. Профильные вузы не стали исключением и даже приобрели новое значение во время пандемии COVID-19. Многие студенты медицинских вузов вместе с профессионалами встали на борьбу с пандемией, работали в ковидных госпиталях в качестве медбратьев, медсестер и волонтеров.
Активную работу на «коронавирусном» направлении проводили преподаватели, научные сотрудники медвузов, оказывая практическую и консультативную помощь своим коллегам в клиниках и службе скорой помощи.
Полученный таким образом опыт и новые знания медицинские образовательные учреждения будут использовать в будущем. «Во время пандемии мы увидели существенный дефицит анестезиологов-реаниматологов, патологоанатомов, морфологов, инфекционистов, эпидемиологов.
Кроме того, мы должны пересмотреть саму подготовку, которая должна быть не просто междисциплинарной, но и пластичной, вариабельной, чтобы студенты были подготовлены к любым ситуациям и вызовам», — считает ректор Первого Московского государственного университета им. Сеченова Петр Глыбочко.
Он отмечает, что медицинские вузы сыграли важнейшую роль в борьбе с пандемией, сам Сеченовский университет стал одним из ярких примеров того, как вузы включились в эту работу: в кратчайшие сроки на базе четырех университетских клиник был развернут ковидный госпиталь на 2 тыс. мест для больных коронавирусом, что составило 50% от коечного фонда всех университетских клиник в России. «Мы не могли оставаться в стороне от всеобщей проблемы. В результате наш коронавирусный стационар стал самым крупным не только в Москве, но и в России. За несколько месяцев мы приняли 4 тыс. пациентов, разработали передовые схемы лечения, которые совершенствуются и сейчас», — рассказал Петр Глыбочко.
Еще один фронт работы по борьбе с пандемией — научный. По словам Петра Глыбочко, Сеченовский университет стал площадкой для проведения более чем 10 клинических исследований лекарственных препаратов против COVID-19 и тестирования вакцины против коронавируса «Спутник V», разработанной НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи. На базе вуза создан Федеральный дистанционный консультационный центр анестезиологии-реаниматологии, который консультирует врачей со всей страны по лечению тяжелых случаев коронавируса. «Медицинские университеты как центры образовательных, научных и клинических компетенций достойно показали свою роль в условиях пандемии COVID-19. Я считаю, что центральная составляющая успеха — это университетские клиники, которые должны не просто оказывать медицинскую помощь, а обязаны создавать и транслировать лучшие практики на страну», — подчеркнул Петр Глыбочко.
Доктор медицинских наук, знаменитый хирург, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль также отмечает необходимость развития медицинских вузов, клинические базы должны быть у каждого из них, отмечает он. «Нужно убедить в необходимости передачи университетам крупных многопрофильных больниц. Уровень клинических баз очень важен для каждого университета», — заявил Леонид Рошаль.
«Создание университетских клиник даст возможность решать задачи, которые поставлены перед нами президентом РФ, Правительством РФ и Министерством здравоохранения РФ. Если это решение будет принято, то университетские клиники покажут себя как образовательные, научно-технологические комплексы, драйверы развития медицинского образования и лидеры по оказанию качественной медпомощи в регионах нашей страны», — отметил Петр Глыбочко.
Председатель Комитета по охране здоровья Государственной думы
Дмитрий Морозов также подтверждает важнейшую роль университетов не только в плане подготовки кадров, но и в решении стоящих перед государством глобальных вызовов. «Подготовка медиков в условиях пандемии COVID-19 показала особую важность. Мы отстаивали и будем отстаивать повышение финансирования медицинских вузов. Совсем недавно комитет провел нулевые чтения грядущего бюджета, и мы поддержали увеличение финансирования образования и науки», — заявил он. Кроме того, по мнению Морозова, в программах медвузов необходимо расширить курс эпидемиологии. «Подготовка врачей любого профиля, любых специальностей должна идти с увеличением количества часов по эпид-
подготовке, изучению инфекционных болезней, в том числе особо опасных», — подчеркнул Дмитрий Морозов.