В авангарде этого тренда находятся крупные регионы — они не только борются за повышение уровня медицинской помощи, но и активно выстраивают инфраструктуру, привлекая в том числе средства в рамках нацпроекта «Здравоохранение».

Счетная палата (СП) РФ опубликовала заключение на законопроект о федеральном бюджете на 2023 год, сравнив его с темпами фактического расходования средств бюджета в 2022 году. Аудиторы отметили, что расходы на здравоохранение в следующем году не станут значительно больше и составят, как и в 2022-м, 4,1% от ВВП, или порядка 6-6,1 трлн рублей.

В заключении СП указано, что отдельно расходы федерального бюджета на здравоохранение в реальном выражении уменьшатся. Согласно сводной бюджетной росписи на 1 сентября 2022 года, траты уже составили 1,5 трлн рублей, а в проекте федбюджета на весь 2023 год заложено 1,469 трлн рублей. Однако динамика расходов всех бюджетных систем на 2023 год по сравнению с предыдущим годом позитивная: рост составит 4%, с 5,925 трлн рублей до 6,171 трлн рублей.

В плане — знаковые объекты. Так, 3,219 трлн рублей — расходы ФФОМС. Этот параметр впервые превысил планку в 3 трлн: в 2021 году закладывалось 2,545 трлн рублей, в 2022-м — 2,8 трлн. Исходя из открытых данных о параметрах бюджета в 6,171 трлн рублей, федерального бюджета и бюджета ФФОМС, оставшиеся средства, то есть 1,483 трлн рублей, закладывают регионы — на финансирование медицины за счет своих бюджетов. Последний раз, по данным Минфина, ниже 2 трлн рублей профильные расходы субъектов были в допандемийном 2019 году — 1,167 трлн рублей. В 2020 и 2021 годах расходы субъектов составили, соответственно, 2,002 трлн и 2,027 трлн рублей.

Также СП представила данные о формировании проекта Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), куда входят и объекты здравоохранения. Согласно данным аудита, ответственный за ФАИП Минстрой России не учел ряд предложений Мин-
здрава РФ о дополнительном финансировании проектов по строительству и реконструкции по госпрограмме «Научно-техническое развитие Российской Федерации». На введение в эксплуатацию семи объектов Министерство здравоохранения просило направить 909 млн рублей в 2023 году, 6 млрд в 2024-м и 12 млрд в 2025 году.

Финансовое обеспечение должно пойти на строительство научно-образовательного и научно-клинического нейрохирургического комплексов НМИЦ им. В. А. Алмазова, медицинского радиологического центра в Санкт-Петербурге, научно-производственного комплекса полного цикла создания лекарственных препаратов на основе соматических клеток НМИЦ гематологии, корпуса НМИЦ им. акад. Е. Н. Мешалкина, реабилитационно-восстановительного отделения клиники и общежития-гостиницы НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера, а также центра доклинических исследований НМИЦ радиологии. Минздрав, как передают позицию ведомства аудиторы СП, отметил, что многие объекты имеют высокую степень готовности (в среднем 75%), а из-за позиции Минстроя РФ они могут быть законсервированы и в будущем обойтись федбюджету еще дороже.

Москва не сразу строилась. Наращивают расходы на здравоохранение и регионы. Так, согласно данным аналитического центра «ЕвроМедиа», наибольший бюджет по данной статье у Москвы. В пресс-службе мэра и Правительства Москвы сообщили, что одной из крупнейших городских программ в 2023 году по-прежнему будет «Столичное здравоохранение». «Расходы бюджета по этой программе составят 530,5 млрд рублей, с учетом средств ОМС — 899,4 млрд рублей (+8%). В 2023 году Правительство Москвы планирует завершить реализацию масштабной программы модернизации амбулаторного звена, в рамках которой осуществляется реконструкция 201 здания городских поликлиник. Это 50% амбулаторного фонда столицы», — говорится в сообщении столичной мэрии. Московские чиновники также сообщили, что в стационарном звене планируется начать переход на новый стандарт оказания экстренной медпомощи. В 2023 году будут введены в строй шесть современных скоропомощных комплексов на территории НИИ скорой помощи им. Склифосовского, Боткинской больницы, ГКБ № 15 им. О. М. Филатова, ГКБ им. В. М. Буянова, ГКБ им. В. В. Вересаева и ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова. Каждый комплекс представляет собой полноценную больницу с приемным и диагностическим отделениями, операционными, реанимацией и тысячами единиц самого современного оборудования. Кроме того, продолжится совершенствование алгоритмов оказания онкопомощи: внедрение единых «клиентских путей» по онкологическим диагнозам, публикация рейтингов онкобольниц, улучшение психологической поддержки пациентов. В 2023 году высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) за счет бюджета города будет профинансирована в объеме 13,8 млрд рублей, а с учетом средств ОМС расходы на ВМП в 2023 году составят порядка 34 млрд рублей.

«Расходы на обеспечение москвичей бесплатными либо льготными лекарствами, медицинскими изделиями и специализированным лечебным питанием предусмотрены в объеме 50,7 млрд рублей. Гражданам, страдающим онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, бронхиальной астмой и другими заболеваниями, будут в полном объеме предоставлены современные высокоэффективные препараты. Продолжится реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья, предупреждение развития и прогрессирования заболеваний, включая бесплатные углубленные диспансерные обследования. На обеспечение работы летних павильонов «Здоровая Москва» предусмотрено 426,2 млн рублей», — перечисляется в материале.

Значительные средства направит на строительство новых объектов и Санкт-Петербург, занимающий второе место по общим расходам на здравоохранение. Согласно данным правительства города, на объекты здравоохранения в следующем году направят порядка 12,4 млрд рублей, в списке — 23 адреса. Однако далеко не все запланированы к сдаче в следующем году (хотя есть и такие, например, амбулаторно-поликлинический онкологический корпус в Песочном, поликлиника на Туристской улице, детский туберкулезный санаторий в Ушково).

Финансирование основной массы растянуто на трехлетний период, а по некоторым объектам город смотрит далеко за его пределы. Обращает на себя внимание корпус для 15-й больницы на Авангардной улице, для которого снесут уже существующие здания. Начнется большая стройка в знаковой 40-й больнице Курортного района. Многопрофильный корпус на улице Борисова стоит 11,6 млрд рублей, его будут строить три года.

Более 137 млрд рублей планируется выделить на здравоохранение в Московской области в 2023 году, говорится в сообщении пресс-службы Мособлдумы. Деньги планируется выделить на льготное лекарственное обеспечение, развитие высокотехнологичной медпомощи, ремонт медучреждений и выплаты медикам.

Так, на организацию льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан предусмотрено 13,4 млрд рублей. Кроме того, в регионе будет продолжена программа по ремонту учреждений здравоохранения. Так, на проведение капремонта в 2023 году выделяется 12,5 млрд рублей, а на текущий ремонт — более 1 млрд.

«Каждый год мы стараемся обновлять парк машин скорой помощи, следующий год не исключение, на эти цели направим 1,2 млрд рублей», — приводятся слова спикера Мособлдумы Игоря Брынцалова.

5-ТОП регионов по расходам на здравоохранение

Наименование (описание) млрд руб.
1 Москва
530,5
2 Санкт-Петербург
162
3 Московская область
137
4 ХМАО-Югра
60
5 Республика Башкортостан
102,5
Итого: 992,0

Регион

Выделяемые из бюджета средства в 2023 году, млрд руб.

1

Москва

530,5

2

Санкт-Петербург

162

3

Московская область

137

4

ХМАО-Югра

60

5

Республика Башкортостан

102,5

6

Краснодарский край

75,3

7

Республика Татарстан

39,2

8

ЯНАО

60,3

9

Красноярский край

55

10

Волгоградская область

30,6

11

Самарская область

30,2

12

Ставропольский край

28,9

13

Ростовская область

26,1

14

Саратовская область

25,3

15

Тюменская область

24,4

16

Ленинградская область

23,4

17

Сахалинская область

22,6

18

Нижегородская область

22,4

19

Крым

21,9

20

Брянская область

14,6

Как мы считали. В рейтинг вошли регионы России, в расходах консолидированных бюджетов которых предусмотрена наибольшая сумма на здравоохранение в 2023 году. Информация для составления топ-листа взята из региональных законов о бюджете и со специализированных региональных интернет-порталов по бюджетной политике.

Источник: Аналитический центр МИД «ЕвроМедиа»